#транспорт

Вороны, ласточки и трамваи

2018-й — год транспортной реформы в Пермском крае, который запомнился нам новыми видами общественного транспорта, повышением транспортного налога и строительством крупных инфраструктурных проектов

Плюсануть
Поделиться

Инфраструктура требует жертв. Осенью депутаты заксобрания пересмотрели величину транспортного налога, конечно, в сторону увеличения. А из-за новых норм контрактов с администрацией Перми перевозчики жалуются на лишение части доходов.

Общественный транспорт на улицах Перми

Общественный транспорт на улицах Перми. Фото пресс-службы администрации города Перми

С другой стороны, в Пермь пришёл каршеринг, из нового терминала аэропорта можно улететь по новым направлениям, а история с новым помещением железнодорожного вокзала сдвинулась с мёртвой точки.

Налог на «роскошные» лошадиные силы

В октябре депутаты Законодательного собрания приняли законопроект о повышении ставки транспортного налога в Пермском крае. Необходимость корректировки ставок авторы законопроекта мотивировали тем, что на территории Пермского края ставки не пересматривались с 2010 года. За это время инфляция достигла 82%, а размер ставок для мощных машин, например свыше 300 л. с, на территории края оказался значительно ниже, чем в других субъектах ПФО, и меньше размера, максимально допустимого Налоговым кодексом РФ.

Заседание Законодательного собрания

Заседание Законодательного собрания. Фото Сергея Федосеева

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Размер ставки будет ранжироваться в зависимости от года выпуска автомобиля и мощности двигателя. В результате размер транспортного налога для старых маломощных автомобилей снизится, а для владельцев сверхмощного транспорта увеличится почти в два раза. По мнению авторов законопроекта, это позволит снизить налоговую нагрузку на владельцев недорогих машин и повысить собираемость налога.

Наибольшее возмущение повышение ставок вызвало среди байкеров. Для владельцев мотоциклов мощностью свыше 100 л. с. ставка по уплате транспортного налога увеличится сразу в 2,6 раза — с 19 до 50 руб. Представитель мотосообщества Михаил Оборин сообщил, что в Пермском крае большую часть парка мотоциклов составляют мотоциклы японских марок, возраста 10–15 лет и старше. Мощность двигателя у них составляет 140–180 л. с., а стоимость всего 150–200 тыс. руб. Получается, что владельцы этих мотоциклов должны платить такой же налог, как и владельцы новых мощных байков стоимостью 1 млн руб. и выше. Так как для владельцев мощных спортбайков величина уплаты налога может превышать 6 тыс. руб. в год, сообщество мотоциклистов Прикамья обратилось в Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края с просьбой пересмотреть налоговые ставки и снизить ставку для мотоциклов старше 10 лет.

Митинг мотоциклистов против повышения транспортного налога

Митинг мотоциклистов против повышения транспортного налога. Фото из группы MOTO59.RU — Мотоциклисты Пермского края в Вконтакте

Министр экономического развития и инвестиций Прикамья Максим Колесников заверил представителей мотосообщества, что министерство готово проанализировать предложения мотоциклистов и вернуться к обсуждению этого вопроса в начале 2019 года. Несмотря на это пермские мотоциклисты 15 декабря вышли на митинг. Акция протеста началась в 13:00 в Саду камней, и, по словам организаторов, продлилась около 40 минут.

Птичий транспорт

В этом году в Прикамье также появились два новых вида общественного транспорта — скоростные поезда и система каршеринга.

Так, в начале ноября по маршрутам «Кунгур — Пермь II» и «Верещагино — Пермь II» начали курсировать два скоростных поезда «Ласточка». Каждый электропоезд состоит из пяти вагонов. Общая длина состава достигает 130 м. В вагонах поддерживается оптимальный микроклимат, есть розетки для подзарядки мобильных устройств, специальные площадки для размещения крупногабаритного багажа и биотуалеты. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч.

Встреча первой «Ласточки»

Встреча первой «Ласточки». Фото Натальи Тимофеевой

«Ласточка» из Перми в Кунгур отправляется ежедневно в 17:18 и прибывает в Кунгур в 18:50. Из Перми в Верещагино поезд отправляется в 19:07 и прибывает в 21:06. В результате время в пути сокращается на одну минуту относительно действующего расписания скорых пригородных поездов. Обратный путь (отправление из Кунгура в 6:55, прибытие в Пермь в 8:26) проходит быстрее на две минуты. Время в пути следования «Ласточки» из Верещагино в Пермь, в свою очередь, сократилось на восемь минут (отправление в 7:02, прибытие в 8:52).

В дальнейшем расписание может быть скорректировано с учётом результатов эксплуатации и пожеланий пассажиров. В частности, планируется пускать «Ласточки» и в дневное время, а не только в утренний и вечерний час пик.

За шесть дней до конца года, 25 декабря в Перми заработал первый каршеринг-сервис — Vorona Car. Для заказа доступны десять новых машин Renault Logan, все с автоматической коробкой передач. В следующем году парк машин собираются расширять — к Reno добавятся автомобили марок Hyundai и Skoda.

Автомобиль каршеринга Vorona CAR

Автомобиль каршеринга Vorona CAR. Источник фото — официальный instagram-аккаунт Vorona CAR

Пользоваться сервисом смогут люди старше 20 лет с водительским стажем от двух лет. Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении, ввести данные паспорта, водительского удостоверения и банковской карты. После брони автомобиля у клиента есть 20 «бесплатных» минут, чтобы дойти до машины и ещё восемь — на его осмотр. Двери открываются с помощью мобильного приложения, а ключ находится в замке зажигания. Стоимость аренды — 8 руб./минута, плата списывается с карты автоматически после завершения сеанса. Режим парковки оплачивается по тарифу 2 руб./минута. Владельцы каршеринга также выделили специальный суточный тариф для дальних поездок на территории горнолыжных комплексов «Жебреи», «Иван-Гора», «Глушата» и «ГОРА». Один день такой поездки стоит 2200 руб.

Совершать поездки на Vorona CAR можно в зоне, ограниченной левым берегом реки Чусовая, селом Лобаново, Усть-Качкой и Краснокамском. Оставить автомобиль после аренды можно на бесплатных парковках возле магазина «Леруа Мерлен», вокзала Пермь II, Дворца спорта «Молот», автозаправки возле аэропорта, в микрорайоне Парковый и разных местах в центре Перми.

Так как каршеринг сейчас активно развивается в России как новый вид общественного транспорта, в октябре на заседании Совета по предпринимательству при главе Пермского края председатель «Ассоциации перевозчиков Пермского края» Олег Сасунов предложил властям снизить или вовсе отменить тариф на платную парковку в центре города для машин из каршеринг-сервисов. Максим Решетников идею поддержал и поручил администрации Перми оценить возможность продвижения каршеринга в краевой столице.

Европа подождёт

В этом году в международном аэропорте «Пермь» появилось порядка 10 новых рейсов. «ЮВТ Аэро» начала летать сразу в четыре города: Калининград, Батуми, Краснодар и Геленджик. «Победа» открыла рейсы в Минеральные Воды и Тбилиси. Авиакомпания Utair стала летать в Когалым и Сургут. А авиакомпания «Азимут» открыла авиасообщение с Нижним Новгородом и Ростовом-на-Дону.

Маршрутная сеть международного аэропорта «Пермь»

Маршрутная сеть международного аэропорта «Пермь» в 2018 году составила 42 направления: 25 внутренних и 17 международных. Источник изображения — министерство транспорта Пермского края.

На заседании постоянно действующей рабочей группы Законодательного собрания по рассмотрению вопросов, связанных с развитием автомобильных дорог и дорожной деятельностью в Пермском крае, которое прошло 11 декабря, Николай Уханов сообщил, что в планах на будущий год — увеличение рейсов. Причём в основном на уже проверенных направлениях. Николай Уханов прогнозирует увеличение количества рейсов в Москву до 12 в сутки, а в Санкт-Петербург — до 12 в неделю. Также в следующем году планируется добавить четвёртый рейс в Новосибирск.

Говоря о перспективах развития услуг воздушного транспорта и открытия прямых перелётов в Европу, Николай Уханов сообщил, что решено развивать хабовую модель доставки пассажиров: жители края легко могут добраться в Москву, Санкт-Петербург, Калининград и Новосибирск, и оттуда продолжить своё путешествие в другие страны.

Несмотря на это, правительство пытается вести переговоры с авиаперевозчиками по поводу предоставления им субсидий за открытие прямых перелётов в Европу. Речь идёт о Мюнхене, Дюссельдорфе, Риме и Милане. Минтранс уже отправил «коммерческие» предложения в «Аэрофлот», «Сибирь» (S7) и «Уральские авиалинии». Но пока правительству не удаётся договориться с авиакомпаниями о размере субсидий. Например, «Аэрофлот», для того чтобы раз в неделю перелететь из Перми в Мюнхен, запросил субсидию в размере 150 млн руб. — это больше, чем край тратит на субсидирование всех авиамаршрутов. «Однако мы не бросаем попыток. Другое дело, что размер субсидий должен быть раза в три меньше. Нельзя все деньги вкладывать в воздух», — заявил Уханов.

В декабре Росавиация выдала нескольким авиакомпаниям допуск на осуществление авиарейсов из Перми в страны Европы и Азии. Как сообщается на сайте ведомства, «Азур эйр» сможет осуществлять авиарейсы из Перми в Бургас, Анталью, Дубай и Санья (Китай). «Северный ветер» получил разрешение на рейсы «Пермь — Тбилиси», «Пермь — Душанбе», «Пермь — Худжанд», «Пермь — Ташкент». А авиакомпания «Победа» сможет открыть рейсы из Перми в Батуми и Стамбул.

Вокзал + вокзал

В этом году с мёртвой точки сдвинулся проект строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Пермь II». В 2013 году правительством Пермского края и ОАО «РЖД» для строительства ТПУ было создано АО «РВ-Пермь». Краевые власти перечислили в уставный капитал общества 150 млн руб. Однако в 2017 году Контрольно-счётная палата Пермского края обнаружила, что «РВ-Пермь» свою непосредственную задачу не решало, а деньги, выделенные из бюджета края, использовались неэффективно и с нарушениями. Возбудили уголовное дело, и в июле 2018 года Ленинский районный суд Перми осудил бывшего гендиректора АО «РВ-Пермь» Алексея Шабалина за растрату (3,1 млн руб.) и отмывание денежных средств (более 2,2 млн руб.). Алексею Шабалину дали условный срок.

Вокзал на станции Пермь II

Вокзал на станции Пермь II, 2018 год. Фото Константина Долгановского

В этом году концепцию строительства ТПУ пересмотрели, и в конце ноября Пермский край приобрёл у ОАО «РЖД» объекты недвижимого имущества бывшего Товарного двора по адресу Пермь, ул. Локомотивная, 18 для строительства автомобильного перехода ул. Строителей — площадь Гайдара — ул. Стахановская. Стоимость составила 798 млн руб., деньги направлены из бюджета Пермского края.

Локомотивная, 18

Локомотивная, 18. Скриншот Google.Maps

Предполагалось, что за счёт этих средств железнодорожная компания построит на Перми II здание автовокзала и передаст его в аренду городу на льготных условиях. Такой транспортно-пересадочный узел позволил бы пассажирам легко пересесть, например, с пригородного автобуса на поезд дальнего следования или на городской общественный транспорт. Однако в декабре стало известно, что старый ж/д вокзал ремонтировать не будут. По словам Максима Решетникова, ОАО «РЖД» собирается построить новый железнодорожный вокзал Перми ближе к микрорайону Парковый и уже включил это в свою инвестиционную программу. Проектировщик от РЖД должен приехать в январе следующего года.

Пути на набережной

Осенью этого года Пермский край и РЖД договорились о переносе железной дороги, проходящей по левому берегу Камы вдоль центральной части города Перми, на противоположный берег и ликвидацию железнодорожной ветки горнозаводского направления на набережной Перми.

Станция Пермь I

Станция Пермь I. Фото Константина Долгановского

Проект предусматривает сооружение однопутного железнодорожного моста через Каму и двухпутного электрифицированного обхода протяжённостью 25 км. Этот мост позволит также обеспечить растущий поток грузов с новых калийных месторождений из Березников и Соликамска. РЖД уже включили проект создания северного железнодорожного обхода Перми в свою инвестиционную программу. Строительство обойдётся в 15,7 млрд руб. Предполагается, что проектирование начнётся уже в следующем году.

На набережной Перми, в свою очередь, на месте железной дороги планируется запустить трамвайное движение.

Николай Уханов,

министр дорог и транспорта Пермского края

«Если рассматривать железнодорожный участок Горнозаводского направления в черте Перми (от станции Пермь II до станции Голованово), то ежедневно там провозят около 2,5 тыс. пассажиров. При этом максимальная провозная способность электропоездов на данном направлении — 6 тыс. пассажиров в час. На автобусах, связывающих Орджоникидзевский и Мотовилихинский районы с центром города, в день ездит 82,7 тыс. человек. Это значит, что пригородными поездами пользуется только 3% пассажиров. И ещё один момент. По закону железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности, что препятствует включению железной дороги в общественно-культурное пространство набережной»
3 октября 2018 года в в интервью «НК»

Планы властей неоднократно подвергались критике со стороны жителей, пользующихся городской электричкой. В ноябре пермяки даже провели акцию протеста. Её начали в Орджоникидзевском районе, потом протестующие добрались на городской электричке до станции Пермь II и продолжили митинг в Саду камней.

Чтобы люди привыкли к отсутствию электрички, в декабре между станциями Пермь I и Пермь II начал курсировать автобус. Проезд бесплатный для тех, кто предъявил железнодорожный билет. Вскоре обнаружилось, что на улице Монастырской в районе станции Пермь I есть аварийный путепровод, на котором действует ограничение максимальной грузоподъёмности транспортных средств — 10 тонн. При этом купленные для маршрута №2 «Волгабасы» почти вдвое тяжелее. В итоге администрация убрала запрет для проезда общественного транспорта. При этом в целях безопасности проезд автобусов и троллейбусов сделали поочерёдным.

Автобус №2

Автобус №2. Фото Константина Долгановского

Движение на участке планировалось закрыть ещё в декабре 2018 года. Однако в связи с необходимостью синхронизации этого процесса с работами по проектированию и строительству трамвайной линии между транспортно-пересадочным узлом (ТПУ) «Пермь II» и ТПУ «Мотовилиха» (с использованием существующих ж/д путей), проектирования этих ТПУ, планирования финансовых ресурсов и сохранения технологии транспортного обслуживания участок решили закрыть лишь следующей осенью.

Автодорожные проекты

В этом году на дорожную отрасль в крае направили рекордную сумму — 12,9 млрд руб. Продолжается строительство участка дороги Березники — Соликамск (292-й км — 313-й км), моста через реку Чусовую. В следующем году предполагается завершить работы на обходе Чусового, обходе посёлка Куеда, участке дороги Частые — Бабка, Восточном обходе (4-й — 9-й км), а также закончить спрямление шоссе Космонавтов на участке от реки Мулянки до аэропорта.

На последующие годы запланирована реализация ещё 12 объектов адресной инвестиционной программы края. В их числе, например, строительство перехода ул. Строителей от ул. Куфонина до ул. Стахановской, Северного автомобильного обхода Перми, дороги Кунья — Губаха, а также реконструкция дорог Барда — Куеда и Ощепково — Шемейный.

Проекты на территории Перми связаны с расширением узких мест и созданием удобной сети высокоскоростных трасс. Так, 10 ноября в Перми началась реконструкция улицы Революции. Подрядчик уже приступил к строительству коллектора ливневой канализации.

Эскиз пространства на пересечении улицы Революции с Комсомольским проспектом после реконструкции

Эскиз пространства на пересечении улицы Революции с Комсомольским проспектом после реконструкции. Источник изображения: администрация города Перми.

Первый этап масштабных работ по реконструкции улицы Революции от ЦКР до улицы Сибирской подразумевает работы на протяжении трёх кварталов: от улицы Сибирской до улицы Куйбышева. На этом участке устроят четырёхполосное движение — по две полосы в каждую сторону — и обустроят трамвайные пути. Таким образом, трамваи, идущие от Центрального рынка или со стороны Бахаревки, смогут напрямую по ул. Революции проехать до ул. Горького, а затем до Мотовилихи.

Кроме этого, в декабре власти Перми представили проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Одними из ключевых участков, вошедших в проект, станут улицы Героев Хасана от Хлебозаводской до улицы Василия Васильева, Карпинского на двух участках — от улицы Мира до шоссе Космонавтов и от улицы Свиязева до улицы Советской Армии, улица Строителей от улицы Куфонина до площади Гайдара и трасса ТР-53 «Соединение ул. Старцева — проспект Октябрят — ул. Целинная».

Карта дорожных объектов, которые в 2019–2021 годах могут получить финансирование из бюджета Перми. Данные на основе расходных статей проекта бюджета города Перми на 2019-2021 годы.
Красный - капитальный ремонт, синий - строительство и реконструкция, голубой - подготовка технико-экономического обоснования, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства и реконструкции

Также связь районов планируется обеспечить за счёт реконструкции и строительства второй очереди моста через Егошиху, площади Центрального рынка, улицы Крисанова от шоссе Космонавтов до улицы Пушкина, улицы Плеханова от шоссе Космонавтов до улицы Грузинской, шоссе Космонавтов от улицы Плеханова до ЦКР, улицы Углеуральской от станции Пермь II до проспекта Паркового, улицы Сибирской от улицы Чкалова до улицы Чернышевского и улицы Маршала Жукова.

Для большей эффективности часть проектов уже передали на региональный уровень. В частности, краевые власти займутся улицей Строителей. Сейчас она упирается в кольцо на улице Куфонина и проспект Парковый. Минтранс планирует вывести магистраль на улицу Локомотивную, а затем продолжить её до шоссе Космонавтов через улицы Карпинского и Стахановскую. Проект будет готовить новое краевое учреждение — ГБУ «Управление дорожного проектирования», созданное на основе ООО «Уральский институт дорожного проектирования».

Реформа в сфере общественного транспорта

В этом году администрация начала обновлять подвижной состав МУП «Пермгорэлектротранс». Начальник управления внешнего благоустройства администрации Анатолий Дашкевич пояснил, что сейчас по городу ездят слишком старые трамваи, и на их содержание уходит много средств.

Первые пять автобусов закупили ещё в начале сентября. Тогда цена составила 49,6 млн руб., или 9,9 млн руб. за единицу. Победителем торгов стало ООО «Волгабас Волжский». В декабре власти Перми объявили аукционы на поставку ещё 85 автобусов: 65 на дизельном топливе и 20 — на газовом. Оба аукциона пройдут 17 января. В следующем году у многих перевозчиков заканчиваются контракты, и МУП собирается принять участие в конкурсе.

Автобус производства  ООО «Волгабас Волжский»

Автобус производства ООО «Волгабас Волжский». Фото ООО «Волгабас Волжский»

Также осенью в Перми завершилась тестовая эксплуатация трамвая нового поколения 71-911ЕМ «Львёнок». С октября он работал на маршруте №11у «Школа №107 — м/н Висим». «Львёнок» может перевозить до 160 пассажиров, оборудован климат-контролем и благодаря низкому полу обеспечивает удобство посадки и высадки пассажиров. Сотрудники МУП «Пермгорэлектротранс» остались довольны трамваем, но контракт на поставку трамваев производитель сможет получить, только если победит в конкурсе.

Трамвай «Львёнок»

Трамвай «Львёнок» Фото пресс-службы губернатора Пермского края

Ещё одно ноу-хау связано с оплатой проезда. С июля 2018 года проезд в трамваях и троллейбусах Перми можно оплатить банковской картой или смартфоном. Подойдёт карта любого банка с применением платёжных систем «Мир», Visa и MasterCard. Однако в будущем в городе могут сделать такую же систему оплаты как в Москве: отказаться от услуг кондукторов и дать возможность пассажирам покупать карты для безналичной оплаты проезда сразу на много поездок по сниженной цене.

Также в этом году мэрия Перми представила проект нового контракта с перевозчиками. Ключевым элементом новой модели перевозок станет перевод транспортной отрасли на фиксированную оплату работы. Предполагается, что перевозчики будут передавать всю плату за проезд в бюджет города. В свою очередь, департамент дорог и транспорта ежемесячно станет выплачивать перевозчику аванс в размере 30% и по итогам месяца оплачивать весь объём работы. По мнению властей, это позволит избавиться от убыточных маршрутов и «гонок на автобусах».

Пилотный проект перезаключения контрактов по нескольким автобусным маршрутам, трамваям и троллейбусам будет запущен в 2019 году. Однако вопросы у перевозчиков появились уже сейчас. В конце ноября ООО «Усадьба» (перевозчик по автобусному маршруту №32) подал в Ленинский суд Перми иск с требованием отменить постановление городской администрации №590 от 11 сентября «Об установлении расходного обязательства по организации транспортного обслуживания населения…», действующее до 31 марта 2019 года.

Интерьер пермского пассажирского автобуса

Фото Сергея Глорио.

Как рассказал «Новому компаньону» директор ООО «Дизель» и руководитель отдела эксплуатации «Усадьбы» Андрей Биневский, администрация внесла в формулу расчёта начальной стоимости контракта такой показатель, как «процент обеспеченности финансированием работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок». Для автобусов этот коэффициент установили в размере 50%, а для троллейбусов и трамваев — в размере 70,5%. Андрей Биневский считает, что этот коэффициент ущемляет права перевозчиков: они должны выполнять работу полностью, а платить будут только за половину.

Суд ввёл обеспечительные меры и приостановил аукционы на осуществление пассажироперевозок по маршрутам №7, 34 и 60, которые учитывали этот коэффициент. В итоге мэрия отменила торги и в декабре объявила заново. Стоимость контрактов увеличилась, спорный коэффициент из документации исчез, но появилась фраза «в связи с ограниченным финансированием начальная цена контракта устанавливается в рамках доведённых лимитов в сумме…». В результате в Арбитражный суд Пермского края обратились сразу три перевозчика: ООО «Арт-стиль», ИП Ильдус Мирзамухаметов и ООО «ПАП-3». Согласно документам суда, перевозчики не согласны с определением начальной цены контрактов. Этот суд тоже ввёл обеспечительные меры и приостановил все три аукциона. Рассмотрение заявлений перевозчиков в арбитраже назначено на 29 января и 5 февраля 2019 года.

В этом году по этим маршрутам заканчиваются действующие контракты, и новые конкурсы позволили бы заключить новые договоры и сохранить маршруты до 1 апреля 2019 года. Если судебные процедуры задержатся, то будет проще объявить новые аукционы, где в контракте с перевозчиками прописаны новые принципы оплаты работы.

Плюсануть
Поделиться